Наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы.
Применение телесно-ориентированных методов в работе с детьми развивающих, коррекционных и психотерапевтических занятий в настоящее время является актуальной проблемой. Она связана не только со спецификой современного образовательного пространства, но и особенностями телесно- ориентированной психотерапии (ТОП) в работе с детьми. Поэтому очень важно, определить роль и место границ применения двигательных методов в системном подходе к коррекции и развитию способностей детей.
Необходимо подчеркнуть, что телесно-ориентированные методы психокоррекции всегда строятся на личном опыте, на опыте работы над собой.
Пройдя лично, различных тренингов и семинаров ТОП по методу В. Раиха, М. Фельденкрайза, биосинтеза Д. Боаделла, терапии А. Лоуэна, полный курс танатотерапии В. Баскакова и Тибетской пульсаций убедилась что «бестелесная» психология и педагогика упускает целые пласты важнейшей реальности человеческого «существования, сталкиваясь с ней лишь в форме «ущербности», искаженного развития или патологии».
Мы рассматриваем ребенка в его целостности, с точки зрения его внутреннего единства. Но каковы механизмы взаимодействия и взаимосвязи его составляющих частей.
На сегодняшний день все существующие теории развития ВПФ в онтогенезе (Ж. Пиаже, А.С. Выготский и др.) признают базовую роль сенсомоторного развития в дальнейшем формировании когнитивных способностей.
Следовательно, комплексная модель коррекционного воздействия должна основываться на его приоритетном развитии. Вначале предпочтение должно быть отдано именно телесно-ориентированным (двигательным) методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Мы в нашем мире технического прогресса и высоких скоростей разучились чувствовать, мы только думаем. Мы стали только телом и разумом, забыв, что в нас, людях есть еще что-то, что может, хочет и должно чувствовать. Самое большое, что мы позволяем себе чувствовать — это гнев, обида, зависть, одиночество, безысходность. Но есть и другие чувства, о которых мы забыли. Нам просто некогда о них вспоминать. Когда человек знает, что он сам есть любовь и творец, он раскрывается как личность, его отношения с людьми становится другими, так как и другие люди – божественное проявления. Если в человеке открывается его истинная душа («Я»), то тело как самовосстанавливающая система приходит в норму. Дух, душа и тело едины.
Современная медицина столкнулась с целым рядом заболеваний, трудно поддающихся медикаментозному лечению. К сожалению, современная лабораторная и инструментальная диагностика не всегда могут дать информацию о действительном течении болезни. В связи с этим неуклонно возрастает интерес врачей к методам лечения, помогающим включить собственные силы организма, коррекции энергетических колебаний человека.
Метод, получивший название «Танатотерапия», был создан более 20 лет назад московским психологом В. Баскаковым, совместивший в своей работе многолетний опыт психоанализа, опираясь на работы В. Райха, А. Лоуэна и привнеся в него бесценный опыт восточных учений о единстве тела и духа.
Традиционно, танатотерапию определяют как одно из направлений телесно-ориентированной психотерапии. Метод полезен как мощный способ воздействия на паттерны психологических проблем (с целью их ассимиляции) без запускания стандартной для этих случаев реакций реагирования, дает возможность в процессе глубокого трансового погружения под контролем «провести» пациента через очаги его душевной боли и страха, снять или ослабить их базовые проблемы невротизации личности, в виде бессонницы, спонтанных галлюцинаций, потребности вооружаться. Эти проблемы являются следствием, в том числе и серьезных душевных переживаний, ощущения собственной неполноценности. Восстановление целостности, гармонии со своим телом, принятие себя такого, какой ты есть, безусловно, способствует восстановлению и душевной гармонии, а сильнейшие эмоциональные переживания от контакта с терапевтом и группой могут с успехом заменить другие способы «расслабления», помогает установить контакт с биологическим телом и его реакциями.
Танатотерапия успешно помогает работать со страхами и фобиями, применяется для нарушения сна, страдающим заболеваниями опорно-двигательной системы, для работы с будущими матерями для снижения родовой боли и послеродовой адаптации.
Если обратиться к практике воспитания и обучению, то обнаружим, что развитию произвольности движений уделяется большое значение. Однако во многих случаях – это ложная произвольность.
На уроках физкультуры от детей требуется, прежде всего, выполнение упражнений по образцу, зрительно-моторная координация, умение держать свое тело и выполнять движение так чтобы оно красиво смотрелось со стороны. И практически отсутствует двигательная импровизация, двигательное творчество, развитие доверительного отношения к двигательной спонтанности.
Как на уроках рисования очень часто можно столкнуться с тем, что основными критериями для оценки детской работы являются похожесть на образец и аккуратность, которая требует хорошей управляемости действиями. К сожалению, нет подхода, прислушиваться, к «внутреннему голосу», «организмическому сигналу» по А. Манегетти. Иными словами чувствительности к себе. А если мы не чувствительны к себе, можно ли говорить о нашем собственном свободном жизненном выборе, об истинной произвольности?
Интересно в этой связи признание известного психотерапевта Д. Бьюдженталя, сделанного в зрелом возрасте: «Меня никогда не учили прислушиваться к своему внутреннему чувству. Наоборот меня учили слушаться внешнего – родителей, учителей, вожаков, профессоров, начальников, правительство, психологов – науку – из этих источников брал инструкции, как мне прожить свою жизнь. Так, что теперь, когда я стал пытаться прислушиваться к себе, так много инстанций подают сигналы одновременно, что трудно различить среди них свой собственный голос». Не случайно в духовных практиках особое значение придается внутреннему восприятию, ведущему к увеличению чувства жизненности.
Внутриличностный конфликт «душа-тело» выражается в диаметрально противоположных вариантах: либо в неприятии телесности, ее игнорировании, либо в преувеличенности нашего к ней внимания. Но в том и другом случае тело — это средство, мешающее или помогающее достичь цели.
Телесно – ориентированный метод работы является относительно новым направлением в работе с детьми разного возраста, уровня способностей и социального статуса, позволяет эффективно снимать поведенческие, личностные и этические проблемы, корректировать невротические и пограничные психические расстройства.
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Заметно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ. По данным исследований специалистов за последние пять лет количество таких детей возросло до 90%.
Личность современного подростка, воспитанного рок и техно музыкой, компьютерными играми и потребностью в активном самоутверждении, не вписывается в модели классического воспитания. Поверхностное изучение идеалов современной молодежи психологии интимной жизни определило развитие массовой культуры в потребности тотального удовольствия, пассивного, но в то же время агрессивного поведения. Многие школы становятся более механистическими, менее гуманистическими; теряется чувственная связь между детьми и взрослыми. Отсутствуют интегральные программы по коррекции психологических проблем и гармоническому развитию школьников. В психотерапевтических тренингах чаще представлены отдельные, не связанные между собой приемы и упражнения, которые мало эффективны при решении поведенческих отклонений. Поспешный перенос разрозненной, не освоенной информации на занятиях с детьми девальвирует сам подход в глазах родителей, детей и педагогов.
Эта ситуация еще более усиливается традиционным подходом в нашей системе образования. Известно, что школьная программа ориентирована, в основном, на развитие интеллектуальной сферы. Основная нагрузка дается на зрительный и слуховой каналы восприятия, тем самым объединяются другие виды сенсорного обеспечения процесса обучения, тактильно-кинестический и двигательный анализаторы оказываются не достаточно востребованными. Эмоциональная и, в особенности, телесная сферы ребенка не получают адекватного развития. Телесное закрепощение учащихся (необходимость поддерживать определенную позу, ограничение возможного набора движений) во время занятий в сочетании с возрастающей учебной нагрузкой, проявляются в повышений у детей уровней нервно-психического и телесного напряжения с одновременным снижением уровня активности и сдвигом эмоционального фона в негативную сторону. При этом педагоги и родители отмечают неконтролируемое, спонтанное сбрасывание скопившегося напряжения детьми на переменах, после чего им с трудом удается сосредочиться на занятиях. Это свидельствует об активности непроизвольного уровня саморегуляции, позволяющего восстановить жизненные силы ребенка.
«Душевное здоровье есть относительно устойчивая характеристика человека как целостного биосоциального существа. Уровень психического здоровья позволяет ставить перед собой принципиально достижимые и смыслообразующие жизненные цели и двигаться к их достижению, согласовывая свое поведение с реальностью (требованиями общества и законами природы) и осуществляя саморегуляцию на всех уровнях» (Даниленко).
Важно отметить, что каждая функциональная система существует не изолированно, а только в связи с другими ФС. Причем одни и те же отделы мозга могут участвовать в организации систем, обслуживающих как двигательные, так и умственные по преимуществу действия.
«Механическое» движение, оторванное от чувств и личностных смыслов, ведет, к переживанию усталости, истощает, а окружающими воспринимается как эмоционально невыразительное, душевно обедневшее. То движение, выражающее жизненность, увеличивает субъективное переживание жизненности, силы, радости и являет окружающим личностные смыслы. Такое движение всегда привлекательно, т.к. встреча с другим «я» завораживает.
У подростков только начинается процесс формирования идентичности. В этом возрасте очень важно почувствовать свою значимость, силу, способность влиять на сверстников. При этом возможность почувствовать другого, установить глубокий личностный контакт невелика, так как нет контакта с самим собой.
Необходимость оживления чувственно-динамической телесной ткани в процессе развития самоидентичности подчеркивает тот факт, что в случаях нарушения развития, распада внутренней целостности, потери себя всегда происходят изменения в восприятии собственного тела. Так в состоянии депрессии человек воспринимает свое жизненное пространство как сузившееся, теряется острота чувств, изменяется ощущение своего тела.
Д. Хеля пишет: «Собственное тело воспринимается менее одушевленным, чем прежде, а в экстремальных случаях – как пустая оболочка».
Идентификация с подобной телесностью дает переживание серости, безрадостности, зажатости миром, невозможности осуществления самоидентичных движений в мире и поэтому отсутствие себя. Ибо мы обнаруживаем свое присутствие в этом мире через собственные движения, действия. При оптимальном варианте — духовность и телесность воспринимаются как «две стороны одной медали», которая является «я». Телесная граница меняет свою плотность, проницаемость в зависимости от внутренних условий и внешних обстоятельств, регулирует уровень открытости, энергонаполненности. Целостность личности, телесная жизненность проявляется в жизненности движений.
Чем выше уровень духовного развития подростка, тем богаче переживания его души с одной стороны, и сильнее стремление соответствовать требованиям значимых другим, ориентированные на социальное взаимодействие, тем более мощный мышечный панцирь образуется (Раих). В результате нарушается «интеграция жизни». Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков, которые дифференцируются в первую неделю жизни эмбриона, интегративное существование которых важно для соматического и психического здоровья и которые слипаются у невротиков.
Эти энергические потоки связаны с тремя зародышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.
Из эндодермы развиваются органы пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой — поток эмоций, чувств (как вегетативного источника энергии).
Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кровеносная система. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отвечающий за позу, движения, действию. Мезодерма – органический субстрат той части «Я», которая является координатором движений, проходит вдоль спины.
Из эктодермы – развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мысли и образов. Эктодерма органический субстрат той части, «Я» которая является интегратором ощущений.
Первоначально эти три зародышевых листка три потока энергии интегрированы и свободно корреспондируют друг с другом. Но в результате внутриутробного или родового стресса, травмы младенческого возраста или более позднего периода это первоначальная интеграция нарушается. В результате действия «отрезается» от мышления и чувств, эмоции — от движений восприятия, понимания — от движений чувств. В теле человека эти нарушения взаимодействия мысли, действий и чувств наиболее сфокусированы.
От Раиха Д. Боаделла унаследовал понимание – что личность может быть понята на трех уровнях:
- На поверхности мы видим маску: панцирь, характерных отношений, для защиты от угрозы целостности личности в детстве или раньше.
- Когда защита начинают ослабевать, проявляется более глубокий уровень болезненных чувств, включающий в себе гнев, тоску, тревогу, отчаяние, страх, обиду, чувство.
- Под уровнем болезненных чувств находится основной ядерный уровень, или ядро личности, в котором сосредоточены чувства базисного доверия, благополучия, радости и любви. Фрустрация ядра создает уровень страдания, подавления и протеста создает «маску».
В теле человека все три потока сходят в воротниковой зоне и в генитальной области. Нарушение наиболее явственно в двух местах пересечения между мезодермой и эктодермой. Блок у чувствования приобретает с 2-4 лет.
Биосинтез очень бережно относится к психологическим защитам. Он не снимает, не оберегает, а усиливает ресурсы и делает его реальным..
Ресурсы взаимоотношений – с кем было такое? Ресурсы природных сил. Ресурсы творческие – рисунки, танцы, песни. Исторические ресурсы – воспоминание. Сущностные ресурсы – медитации. Образные ресурсы – фантазия, мечты, визуализация. Сама система защиты рассматривается как стратегия выживания, адаптации, поддержки. Поэтому любые паттерны не ломаются, а исследуется с большим уважением. Прежде чем трансформировать паттерны, надо обеспечить реализацию «жизнезащищающей функции».
В процессе развития, в плане возможности смотреть на себя со стороны, появляется возможность чувствовать себя изнутри, углубляется контакт с самим собой, увеличивается осознаваемое внутреннее пространство. Отношение к себе и к своей собственной телесности становится субъектным, человек позволяет себе быть самим собой, принимая себя во всем многообразии с достоинствами и недостатками. Такое отношение свидетельствует о расширении сознания и увеличении его реалистичности. Телесность становится чувствующей, неотъемлемой частью «я» безусловной ценностью.
Исследование психологов показало, что отчуждение от собственного тела, отношение к нему как к инструменту достижения целей чрезвычайно распространено.
Интересными представляются данные, полученные в результате изучения внутреннего восприятия взрослых здоровых людей А.Ш. Тхостовым: в словаре здоровых испытуемых значительно преобладают слова, обозначающие отрицательное эмоциальное состояние и отрицательное телесно определенное ощущение.
Удивительно, в перечне определений имеются такие слова, как «холодок», «вялый», «грусть», «голод», «опустошение», «плохо», «напряжение» и вместе с тем отсутствуют слова: «тепло», «бодрый», «радость», «сытость», «наполненность», «хорошо», расслабленность. Мы привыкаем не обращать внимания на внутреннее тело, прежде всего, когда испытываем боль и другие негативные ощущения.
Но разве мало возможностей для позитивной интероцепции? Когда, вы, к примеру, в прекрасном сосновом лесу вдыхаете воздух, наполненный ароматом, как приятно ощутить этот воздух, входящий в себя! Можно продолжать, продолжать и продолжать список подобных примеров.
Положительное отношение во многом определяется воспитанием. Чувственно-двигательный опыт должен быть означен вербально. Из нашего разговорногоязыка практически исчезли прилагательные и наречия, в нем преобладают глаголы и существительные. Происходит фокусировка на действиях, фабуле, внешних событиях, при этом наши переживания, отношения, личностные смыслы упускаются. Время требует скорости. Безусловно, изменить скорость времени, невозможно.
Но возможно учесть значимость остановок, в том числе для речевой рефлексии в процессе воспитания, образования и коррекционно – развивающей работы. Вместе с тем способность чувствовать изнутри свое тело, свои движения, отношение к своему телу к телесности является необходимым условием переживания радостности, энергонаполненности и радостности можно рассматривать как один из критериев внутриличности целостности.
Это значение как минимум состоит в следующем:
- Увеличение степени контакта с собственным бытийным слоем дает материал для рефлексии, его осознания, создает условие для изменения всей внутриличностной структуры, дает возможность в большей степени опираться на внутренний мир и быть менее зависимым от внешнего.
- Опыт переживания собственной телесности является основой субъектного отношения к телесности другого человека, понимание его жизненной реалии и установления межличностного диалога.
- Мы постоянно спешим, бежим по жизни к целям, которые часто являются чуждыми для нас. Для того, чтобы понять куда и зачем мы бежим, где находимся сейчас, необходимо остановиться, отрефлексировать собственную позицию. Б.Д. Эльконин пишет: «Необходимо отказаться от одного неверного допущения, гласящего, что образ строится вследствие напряжения, нужды». Снятие напряжения необходимо для того, чтобы увидеть что-то новое, иное, открыть для себя другие позиции относительно Мира и себя.
Для формирования оптимальной границы и формирования истинно произвольного действия необходима двойная чувствительность: внутренняя, со стороны внутреннего тела и внешняя возникающая в процессе соприкосновения с миром.
Все вышеуказанное обосновывает необходимость проведения личностно развивающей работы телесно — ориентированными методами со здоровыми людьми всех возрастов в целях профилактики, коррекции и помощи в самореализации. Особое значение такая работа имеет в подростковом и юношеском возрасте, а также в периоды кризисов развития.